Aller au contenu principal
Арно Леклерк (Arnaud Leclercq) -  Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина

Чтение заметки на "Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина"

Арно Леклерк. Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина. Альпина Паблишер, 2014 г. 368 стр.

В наш век, когда большинство уже не пишет больших книг, а еще меньшее количество людей берутся их читать, А. Леклерк решился на крайне отважный шаг. Русское влияние в Евразии - это фундаментальный труд, своего рода энциклопедия российской истории и внешней политики. Конечно, с учетом безумной динамики современного мира актуальность некоторых умозаключений автора слегка померкла, но в большинстве своем выводы вполне применимы к реальности.

В стилистическом плане работа Леклерка ближе всего к путевым заметкам и докладам западных исследователей России образца XVIII-XIX веков, поражающим всеохватностью и остротой наблюдений. Тут и краткое изложение истории православия, и описание транспортной системы, и анализ экономической географии, и препарирование политики российских императоров и президентов, и обзор отношений России с ее соседями и ключевыми контрагентами на международной арене. И пусть автор иногда не грешит глубокими выводами, а отделывается техникой описания и просто выкладывает факты - каждый из этих элементов так или иначе укладывается в общую концептуальную мозаику.

Прочтение книги напоминает движение по спирали: проходя через череду повторяющихся фактов, читатель попадает в сужающуюся аналитическую воронку, где каждое событие играет разными гранями и подводит к ключевым выводам по поводу неизбежной роли России в мире и почти кармическому предназначению ее отношений с другими странами. Произведение Леклерка-крайне ценный взгляд со стороны, возможность приподняться над текучкой и оценить внешнюю политику с точки зрения укорененных в столетиях глубинных процессов. Забавно, что внешняя политика России, зачастую представляющаяся российским исследователям хаотичной, лишенной внятной стратегии, в изложении Леклерка обретает логику. Более того, возникает ощущение следования четким национальным интересам.

Русское влияние в Евразии, на самом деле, не о влиянии и не о Евразии. Это произведение о статусе России в мире, ее глобальных амбициях и связи с Европой. В целом, история страны представляется как череда нелепостей, каждый раз отодвигающих вполне естественное сближение Московии и ее европейских соседей. Любопытно выглядит в этом смысле перекличка между реакцией проевещенного монарха Екатерины Великой на события во Франции и ответом современной роcсийской власти на череду цветных революций- и в том, и в другом случае произошел откат от сотрудничества с Западом в резкую самодостаточность. Пророчески звучат слова Петра 1: «Европа необходима нам на несколько десятилетий, однако затем нам должно отдалиться от нее».

При этом автор отмечает, что несмотря на подобное нормальное потребительское отношение к западным ценностям и достижениям и несмотря на возрождение русской самобытности- возвращение к корням, укрепление православия, рост национального самосознания - более натуральным для элиты является проевропейский вектор. Движение по нему сдерживается историческими опасениями Москвы в отношении Европы и неспособностью Запада адекватно воспринять Россию. Поэтому для того, чтобы состояться, стране просто необходимо стать евразийской державой (на крайний случай, просто евросибирским государством), а не чисто европейским актором.

На этом пути неизбежны противоречия с другим крупным игроком - США. Примечательно, что, по мнению Леклерка, у России почти никогда не было именно глобальных амбиций. Даже постоянное расширение территории шло не ради мирового господства, а для того, чтобы обеспечить естественную безопасность в условиях крайне непростого окружения. И именно поэтому в XIX веке империя добровольно остановилась в своей экспансии, продав Аляску и отказавшись от претензий на тихоокеанское побережье США - именно это предопределило геополитические расклады века двадцатого. Сверхдержавные претензии, как отмечает автор, стали результатом большевистской революции и попыток создать всеобъемлющий проект-конструкт, который до 1980-х гг. был довольно конкурентоспособен и радикально отличался от идеологических предложений современного капитализма. Реформы 1990-х были направлены на то, чтобы окончательно выжечь элементы советского, однако в 2000-х восстановление российского могущества произошло именно на сплаве исторически обусловленной национальной самобытности и ментальнога наследия СССР.

Будучи профессиональным финансистом, Леклерк, почти как врач, диагностирует проблемы в российской экономике и системе управления. Однако его не перестает восхищать колоссальный потенциал страны, который еще более заметен при взгляде через приэму великой истории. И в этом лейтмотив книги - вера в будущее России, которое неразрывно связано с ее способностью поддерживать свое влияние на евразийском континенте.

Дмитрий Попиканов

Média

ПИР-Центр, Россия

AVERTISSEMENT

Tous les informations présentées sur ces pages sont en accès public libre, notamment sur internet, et peuvent donc être lues aisément et indépendamment du présent site. Elles n’y ont été réunies que pour donner une cohérence à un parcours personnel. Le présent site dédié ne contient que des informations publiques et n’a pas été l’objet d’un accord préalable d’employeurs passés ou actuel, lesquels ne sauraient donc être tenus responsables d’opinions personnelles éventuellement exprimées par Arnaud Leclercq.

Qui est Arnaud Leclercq?

Arnaud Leclercq

Citoyen suisse, Arnaud Leclercq est un banquier au parcours atypique, docteur en géopolitique et professeur HEC à Paris. Titulaire d’un MBA de HEC et diplômé de Harvard, il est cadre dirigeant reconnu dans le monde de la gestion de fortune, plus particulièrement avec les marchés émergents. Son livre «La Russie puissance d’Eurasie. Histoire géopolitique des origines à Poutine», publié en France (2013) et en Russie (2015), est désormais une référence. Ses analyses sont régulièrement partagées par les médias.